14.11.2022
Приложение
к приказу МКОУ «Ботлихская СОШ № 3»
от 11.11.2019 г.
№ 114
Положение
о нормах профессиональной этики
педагогических работников
МКОУ «Ботлихская СОШ№3»
1. Общие положения
1.1.Положение о нормах профессиональной этики работников МКОУ «Ботлихская
СОШ №3»– (далее – Положение) разработано
в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
"О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Письмом Министерства просвещения РФ и
Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20
августа 2019 г. N ИП-941/06/484 “О примерном положении о нормах
профессиональной этики педагогических работников.”
1.2.Положение
принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и
дополнения, утверждается приказом директора МКОУ «Ботлихская СОШ №3» (далее - Школа).
1.3.Настоящее
Положение определяет нормы профессиональной этики педагогических работников и
механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
1.4.Целью настоящего
Положения является:
1.4.1.установление нравственно-этических
норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения
для эффективного осуществления ими своей профессиональной деятельности;
1.4.2.содействие
укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических
работников Школы;
1.4.3.регулирование
профессионально-этических проблем, возникающих в процессе совместной
деятельности педагогических работников с другими участниками образовательного
процесса.
1.
Обязанности
педагогического работника как педагога
1.1.
Педагогический
работник обязан:
2.1.1.соблюдать правовые,
нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
2.1.2. исключать действия, связанные с
влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов,
препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
2.1.3.
уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных отношений;
2.1.4.
проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
учащимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
2.1.5. проявлять терпимость и уважение к
обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать
культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать
межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между учащимися;
2.1.6.соблюдать
равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
2.1.7.сохранять
в своей деятельности культурные и исторические традиции Российской Федерации, Республики
Дагестан, с.Ботлих и Школы;
2.1.8.соблюдать правила русского языка, культуру устной и письменной речи,
не использовать самому и не допускать использования в присутствии участников
образовательного процесса ругательств,
вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз, злой иронии;
2.1.9.воздерживаться
от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в
местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или)
развитию детей;
2.1.10.избегать
ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации
педагогического работника и (или) Школы;
2.1.11. занимать активную жизненную
позицию, участвовать в жизни Школы, стремиться к совершенствованию своих
знаний, умений, навыков, методики обучения;
2.1.12. не допускать пренебрежительных отзывов о
деятельности Школы или проведения необоснованные сравнения ее с другими образовательными
организациями;
2.1.13. не терять чувства меры и
самообладания;
2.1.14. не допускать
во время учебных занятий и любых официальных мероприятий телефонные
переговоры, своевременно отключать звуковой сигнал мобильного телефона;
2.1.15. соблюдать деловой стиль, аккуратность и
чувство меры во внешнем виде;
2.1.16. быть примером достойного поведения и высокого морального долга как
в Школе, так и за ее пределами.
2. Обязанности педагогического работника перед
учащимися
3.1. Педагогический
работник в процессе взаимодействия с учащимися обязан:
3.1.1
уважать
честь и достоинство учащихся;
3.1.2
выбирать
стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3.1.3
стараться
обеспечить поддержку каждому учащемуся для наилучшего раскрытия и применения
его потенциала;
3.1.4
выбирать такие
методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности,
инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания
сотрудничать и помогать другим;
3.1.5
при оценке
поведения и достижений учащихся стремиться укреплять их самоуважение и веру в
свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию
обучения;
3.1.6
проявлять
толерантность;
3.1.7
защищать их
от физического и (или) психического насилия;
3.1.8
не допускать проявления превосходства, выражения к
кому-либо из учащихся предпочтения или неприязни;
3.1.9. не настраивать учащихся на
негативную оценку деятельности других
педагогов с целью снижения авторитета своих коллег и повышения своего;
3.1.10. стремиться стать для учащихся
положительным примером.
3.2. В
процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник обязан
воздерживаться от:
3.2.1 навязывания им своих взглядов,
убеждений и предпочтений;
3.2.2 оценки их личности и личности их родителей
(законных представителей);
3.2.3 предвзятой и необъективной оценки их
деятельности и поступков;
3.2.4 предвзятой и необъективной оценки
действий родителей (законных представителей) учащихся.
4.Обязанности педагогического работника перед
родителями (законными представителями) учащихся
4.1.
Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся обязан:
4.1.1.прилагать
все усилия, чтобы привлечь родителей (законных
представителей) к активному участию в образовании их ребенка;
4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в решении
вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей;
4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с
согласия его родителей (законных представителей);
4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите законных прав и интересов ребенка;
4.1.5. в
случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя)
учащегося принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а
затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса;
4.1.6.проявлять
доброжелательность и уважение к родителям
(законным представителям), высказываться в корректной и убедительной
форме; разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу.
4.2. В
процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогический
работник не должен:
4.2.1 заставлять их необоснованно долго
ожидать приема;
4.2.2 разговаривать по телефону, игнорируя
их присутствие;
4.2.3 проявлять раздражение и недовольство
по отношению к ним;
4.2.4 переносить свое отношение к законным
представителям учащихся на оценку личности и достижений их детей.
5.Обязанности
педагогического работника перед коллегами
5.1.
Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами обязан:
5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их
знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и
знания;
5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно,
без использования оскорбительных слов;
5.1.3. воздерживаться
от пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их работе в
присутствии учащихся и их родителей (законных представителей).
5.2. При
разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками,
приоритетным является учет интересов Школы в целом.
6. Обязанности педагогического работника перед администрацией
Школы
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией
педагогический работник обязан:
6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в
корректной форме;
6.1.3. сохранять
чувство собственного достоинства, воздерживаться от заискивания.
6. Обязанности администрации перед педагогическими
работниками
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими
работниками представитель администрация обязан:
7.1.1
быть для других педагогических работников
образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в
Школе благоприятного морально-психологического климата;
7.1.2
делать все
возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического
работника;
7.1.3
оказывать
педагогическим работникам морально-психологическую помощь и поддержку, вникать
в запросы и нужды;
7.1.4
регулировать
взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
7.1.5. не допускать резких выражений оскорбительного характера;
7.1.5
пресекать
интриги, сплетни, проявления нечестности в коллективе;
7.1.6
обеспечивать
рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и
принятие по ним объективных решений.
7.2. Представитель
администрации не имеет морального права:
7.2.1
перекладывать
свою ответственность на подчиненных;
7.2.2
использовать
служебное положение в личных интересах;
7.2.3
проявлять
формализм, высокомерие, грубость;
7.2.4
создавать
условия для наушничества и доносительства в коллективе;
7.2.5
обсуждать с
подчиненными действия вышестоящих руководителей;
7.2.6
предоставлять
покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства,
приятельских отношений;
7.2.7
демонстративно
приближать к себе отдельных работников, делегировать им те или иные полномочия,
не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать;
необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
7.2.8
умышленно
использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам
долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
8. Реализация
права педагогических работников на справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики.
8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства
и деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников.
8.2.. Случаи нарушения норм
профессиональной этики педагогических работников, установленных разделом 2 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений.
8.3. Педагогический работник,
претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм
профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений.
8.4.В случае несогласия
педагогического работника с решением комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.
9. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением Положения осуществляют администрация и
профсоюзный комитет Школы.
10. Вступление в силу, внесение
изменений и дополнений в настоящее Положение
10.1.
Положение вступает в силу с 12.11.2019г.
10.2.
Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании
педагогического совета Школы.
10.3.Положение
действительно до принятия новой редакции.